Выгорание в бизнесе
— Друзья, всем привет! Меня зовут Иван Шугуров, мой гость — Михаил. Наша тема сегодня выгорание предпринимателя, выгорание в бизнесе. Мы поговорим о том, как справляться с профессиональным выгоранием в бизнесе. Я часто слышу от предпринимателей, что многие с этим сталкиваются, мне самому эта тема интересна, поэтому, Михаил, Вам слово. Расскажите, пожалуйста, в двух словах о себе, Ваш взгляд, Ваша позиция.
— Ну, во-первых, я в двух словах о биографии расскажу, тогда будет понятнее, что и откуда берется в моей голове. Прежде всего, я вообще был театральным художником при художественном театре, постановочный факультет, и потом некоторое время, скажем так, что до 28 лет работал в театре. Было много спектаклей, я был членом Союза художников, выставки, богемная жизнь и так далее. А потом жизнь перевернулась, и в определенный момент я решил, что все-таки смысл жизни надо искать в чем-то другом, кроме как развлечения.
Выгорание предпринимателя
Как справиться с выгоранием? Совет православного священника из Сан- Франциско:
И произошла неожиданная вещь: я поверил в Бога. То бишь я крестился, стал православным христианином и, естественно, сразу же захотел стать священником, но это произошло на 15 лет позже. А уйдя из театра, я начал сначала свой бизнес: я сидел на тротуаре и продавал картинки как художник в Измайловском парке. Это был 1988 год, даже 1987, пожалуй. Потом я организовал кооператив по продаже чужих картинок.
Потом я занялся продажей рок-групп на всяких дискотеках, в частности, прокатывал Сукачевскую группу, тогда она называлась «Бригада С». Там разные, в общем-то, были люди, не будем всех перечислять, это неважно. Моисеевское нетрадиционно ориентированное было трио: две девочки и сам Моисеев. Потом из этого всего я вылез в советско-американские обмены, сначала научные. Потом это были обмены научные детьми.
Это были научные лагеря между американскими и советскими школьниками. Потом начались обмены между учеными, промышленниками, группами предпринимателей. В общем, связанные с конференциями, выставками, связанные с обменом опытом и так далее. А потом в 1993 году, когда, наконец, мафия полностью развернулась в России, я понял, что пора бежать, и уехал в Соединенные Штаты, где оказался за рулем машины, потому что другим образом деньги было заработать нельзя. Я начал работать сначала, как и все русские эмигранты, с водителя такси.
Причем, поскольку не было никаких разрешений и права на жительство, ничего не было, то работал я в ночные смены, в общем, это был нелегально. Развозил проституток и драгдилеров в Нью-Йорке. То есть такой опыт вообще довольно богатый. Но уже через год после того, как я приехал в Соединенные Штаты, я создал первую корпорацию, которая прожила на самом деле очень долго. Она прожила с 1994 по вход российских зеленых человечков в Крым. В России так же была открыта компания, которая тоже прожила, в общем, очень долго. Она до сих пор существует еще, мы ее закрыть никак не можем теперь. Но все кончилось, скажем так.
Потому что, несмотря на то что бизнес, в общем, был долгим и довольно успешным, на мой взгляд, во всяком случае, он хорошо кормил и мою семью, и еще порядка 12–20 человек в России, которые работали у меня в офисе, и людей, которые работали в офисе у меня в Манхэттене, и кучу гидов, водителей, переводчиков, которые обслуживали русских туристов. Но все кончилось вводом войск в Крым, потому что, естественно, как вы помните, доллар в один день буквально стал стоить вместо 30 рублей 60–70, а американское посольство закрыло консулаты для выдачи виз российским туристам. Ну и после этого, естественно, никакого туризма из России в Соединенные Штаты быть уже не могло.
Во всяком случае, коммерческого туризма, который приносил доход реальный. Ну и дальше все закончилось довольно печально, все закончилась банкротством. Но вот то, о чем меня попросили рассказать, о чем я могу рассказать, то, что на протяжении… А, и параллельно с ведением бизнеса, когда мне было 40 лет, я пошел учиться здесь в семинарию.
В Соединенных Штатах окончил семинарию, получил диплом, двойной диплом: с одной стороны, это диплом, который называется "Master of divinity", такая смешная вещь — магистр божественных дел или святости, а также есть у него светский эквивалент — это магистр ментальных наук. Так что у меня такое очень странное сочетание в жизни всего, потому что это и бизнес, это и театр, это и церковь, в которой сейчас служу. И вот 14 лет я являюсь священником в Русской православной церкви. Правда, служу сейчас в подразделении, которое называется «Русская православная церковь за рубежом», это белоэмигрантская церковь так называемая.
— А город у Вас какой, скажите, пожалуйста?
— Всю свою жизнь я прожил в Нью-Йорке и последние только 8 месяцев живу в Сан-Франциско, потому что в Сан-Франциско освободилось место настоятеля, и, в общем, так я подумал, что это наиболее оптимальный вариант. Мне предложил митрополит переехать в Сан-Франциско, и я уехал в Сан-Франциско. Сразу вам скажу, если вы думаете об эмиграции в Соединенные Штаты… Я объехал почти всю Америку, не был только на Гавайях. Просто по туризму, когда я занимался туризмом, я объехал колоссальное количество штатов. Кроме этого, мы с женой два раза пересекли Америку туда и обратно, т. е. мы четыре раза проехали поперек Америки, от океана до океана проехали ее. Не по прямой от океана до океана, а разными диагоналями. Поэтому, в общем, Америку я знаю довольно хорошо.
Как ни смешно, во много раз лучше, чем многие знают, допустим, Россию. Просто по количеству миль, которые я проехал, количеству городов, которые я посетил, я могу сказать, что Сан-Франциско оказался, на мой взгляд, самым приспособленным для человеческой жизни городом в Соединенных Штатах. Хожу каждый день вот уже восемь месяцев по улицам этого города и думаю, что потерял 27 лет зря, живя в Нью-Йорке. Это как вступление.
А теперь в отношении выгорания предпринимателя, выгорания в бизнесе. Про выгорание в бизнесе я вам хочу рассказать довольно странную вещь. Я хочу, вне зависимости от того, верите вы в Бога или нет, но я расскажу это с точки зрения священника. Потому что я знаю, что такое выгорание в бизнесе, на своем личном опыте, когда занимался бизнесом. Я знаю, что такое выгорание, когда ты театральный художник. И только когда я стал священником, я понял, что у выгорания есть абсолютно точно духовная основа. Оно не связано с какими-то физическими вещами, это не физическая усталость, это совсем другая вещь. Во-первых, вы должны понять, как устроен человек, то есть в антропологию человека заглянуть. Человек состоит из трех вещей: это тело, душа и, естественно, дух человеческий.
И если мы говорим о том, что такое душа, то душа — это то, что психологи называют личностью, то, что психологи называют «Я». То есть это та вещь, которая создается в теле с помощью интеллекта, с помощью чувств, с помощью сенсорных вещей, которые мы получаем из окружающего мира. И вот эта вот душа, мгновенное состояние человека, постоянно занимается тем, что она управляет его телом. Но у души есть совершенно четкая функция. Что она делает? Она управляет телом человека, для того чтобы материализовать в этом мире человеческий дух. И вот это задача, которую мы, хотим или не хотим, все выполняем. Мы все материализуем вокруг нас своим телом, своими словами, своими действиями, физически что-то производя, интеллектуально производя, говоря слово.
Слово — это уже материализация вашего духа. И вы прекрасно знаете, что от состояния вашего духа очень сильно зависит ваша способность что-то делать. Мы все говорим, вне зависимости от того, верим мы в Бога или нет, мы все говорим «я сегодня в духе», «я сегодня не в духе», «у меня сегодня тяжелый дух внутри, мне тяжело и сложно». Это нормальное проявление, подсознательное проявление того, что мы все знаем, что у нас есть некая такая субстанция нематериальная — это дух человеческий. Теперь у нас возникает вопрос о том, откуда мы, собственно говоря, питаем этот дух. У нас есть 2 источника. Первый источник — это дьявол, второй источник — это Бог.
Если мы говорим о Боге, то Бог характеризуется у нас понятиями добра, любви, красоты, мира, покоя, свободы. Но прежде всего три понятия существуют, три состояния существуют: это состояние любви, состояние свободы и состояние покоя. Вот этот вот источник может наполнить наш дух вот этими тремя состояниями. А что такое дьявол в понимании нашем и в контексте нашего разговора здесь? Дьявол наполняет мир. Как мы знаем, он властитель этого мира, и он наполняет мир тем, что мы называем страстями. Что такое страсть? Допустим, заработок денег — это не есть страсть, это нормальное явление человека, который должен поддерживать себя, поддерживать своих близких. Это нормальное стремление человека иметь нормальный дом, машину, квартиру там, я не знаю, быть красиво одетым. Что такое страсть сребролюбия, как мы это называем? Это когда человек теряет спокойствие и увлекается полностью деньгами.
И всю свою жизнь направляет на получение денег. Когда деньги для человека становится неким кумиром, неким центром существования. Вот таким образом обычная нормальная форма заработка денег переходит в страсть, которая, с моей точки зрения, является губительной для человека, и позже расскажу почему. Точно так же, допустим, половая жизнь человека, естественная, нормальная, и без нее человек не существует, и не может продолжать свой род, и не может быть счастлив. Но, допустим, беспорядочная жизнь, беспорядочная страсть и беспорядочное желание все время иметь новую, новую, новую девушку или нового мужчину, и количество, и кто, и как, естественно, является страстью. Страсть — это то, что вытесняет из нас как раз то наполнение божественное, которых у нас есть.
Страсти из нас выгоняют мир, покой, свободу и любовь, естественно. К страстям относятся такие вещи, как гордость, как желание славы, страх о своем теле, страх о здоровье, попытка сделать себя более красивым, улучшить свою внешность. Для девушек это, допустим, создание силиконовых частей тела. Для мужчин это излишнее внимание за развитием своей физической силы, а точнее, не физической силы, которую можно использовать для дела, а внешнего проявления физической силы в формировании мышц и так далее. Безусловно, страсть к деньгам, безусловно, страсть к доминированию в этом мире. Так вот когда наша душа наполняется вот этими страстями, то из нее уходит божественное начало. И тогда происходит удивительная вещь: человек теряет способность к творчеству. Тогда возникает вопрос: что такое творчество? А творчество я лично определяю как человек, который был художником и который довольно долгое время посвятил своей жизни просто обычному творчеству в его чистой форме, то есть создание неких произведений искусства, можно назвать так, спектаклей, декораций, костюмов.
Творчество — это преодоление разницы между идеалом, который у вас есть в голове, и окружающим миром. Вот этот вот процесс, когда вы в голове своей видите идеал и этот идеал пытаетесь воплотить в окружающем мире, вот как раз именно этот процесс и есть творчество. Так вот когда у вас душа наполнена божественным идеалом, то у вас колоссальная разница потенциалов между тем, что внутри, и тем, что снаружи. И эта разница потенциалов дает вам невероятную энергию для воплощения того, что у вас есть внутри. Если у вас внутренность наполнена тем, что вас окружает в мире, вот этими мирскими страстями, то у вас разницы потенциалов между тем, что внутри, и тем, что снаружи, нет. И у вас энергии не возникает для преодоления чего бы то ни было. Таким образом, когда вы заполняете свою душу страстями из внешнего мира, вы сами себя лишаете возможности творить. Человек, лишенный возможности творить, не может созидать ничего, потому что под творчеством я понимаю не только создание спектаклей или костюмов. Творчество — это прежде всего вообще способность человека преобразовывать этот мир в лучшую сторону. Если вы, например, поговорите с людьми из Силиконовой долины, то вы узнаете…
И с инвесторами Силиконовой долины поговорить особенно, потому что инвестор Силиконовой долины — это человек, который мыслит совершенно другим образом, он не мыслит, как мыслят в XX веке, он мыслит XXI веком. Так вот для него определяющей вещью, скажем так, и для абсолютного большинства этих инвесторов будет являться не то, что вы конкретно принесете ему бизнес-план. Он будет раскручивать вас именно на тему, как вы хотите улучшить мир. Вопрос заключается не в том, как вы сосчитаете цифры, а в том, насколько вы убеждены, что ваша идея улучшит мир, как она улучшит, как она принесет людям счастье, как она людям даст радость, как она людям сделает жизнь легче, интереснее, красивее. Вот это есть основа Силиконовой долины. Именно поэтому очень многие русские люди, которые туда попадают, не получают никакого успеха и оттуда вылетают так же быстро, как туда прилетают.
Потому что они начинают оперировать другими понятиями. Для современного человека XXI века необходимо знать одно: заработок денег не является целью. Достижение мирских страстей, удовлетворения их не является целью, которая приведет его к успеху. К успеху приводит только одна цель — это улучшить окружающий мир. Соответственно, если вы теряете этот смысл, то вы выгораете внутри, вы абсолютно не в состоянии ничего совершить в этом мире. И это очень серьезная вещь. Если у вас произошло выгорание, а начало выгорания человек чувствует, он чувствует его внутренне совершенно неожиданным образом: он вдруг чувствует, что ему надо пойти на курсы повышения квалификации, ему нужно чему-то выучиться, ему нужно что-то посмотреть, ему нужно пойти на курсы совершенствования личности или личностного роста, или что-нибудь еще в этом духе. Вот первый признак выгорания.
Вот с этого признака, когда вы почувствовали, что вам что-то нужно новое выучить, йогой заняться там, я не знаю, еще что-то, то это первый признак. На самом деле ощущение того, что вы потеряли добро, любовь, покой и свободу и заполнили это все вот теми страстями, которые есть в окружающем мире. Вот как-то так.
— Скажите, а есть грань, например, между усилием и творчеством? Например, иногда бывает, что предприниматель работает 24 часа в сутки, зарабатывает деньги, но чувствует, что он, например, не в своей теме, не в своей нише. Нужно сделать какое-то усилие или почувствовать в себе это стремление к творчеству и следовать за ним, правильно я понимаю?
— Вы знаете, я могу сказать, что, во-первых, усилие и творчество — это две совершенно разные вещи. Потому что вот под творчеством я постараюсь объяснить чуть лучше, что я понимаю. Вот, допустим, человек, который, казалось бы, вообще неспособен к творчеству, мексиканец, который стрижет газон в Америке. Но я могу сказать то, что есть мексиканцы, которые стригут газон, и после них газон становится красивым, а есть которые точно такой же машинкой точно так же стригут, точно то же самое делают, то же время тратят, но он после них становится уродливым. И я думаю, что это связано с тем, что человек чувствует, когда он стрижет газон.
Потому что, если человек чувствует, что я хочу постричь этот газон так, чтобы он был бы изумрудным, радовал бы взгляд, и я, когда его стригу, я каждую травинку чувствую, я вижу, как надо пройти, чтобы они были в одном направлении, а другие бы травинки были бы в другом направлении, чтобы был красивый круг, допустим, от подстригальной машины вокруг дерева, и так далее, то он творит.
Он творит, он приносит в мир то добро, ту красоту, которая есть у него в душе. И в этом как раз моменте и возникает творчество. Поэтому творить — это не значит быть художником. Творить можно, когда ты стоишь и вытачиваешь деталь на токарном станке и думаешь: вот эта деталь, как ты ее выточил, она соответствует твоему идеалу красоты? Она соответствует тому, что ты можешь сам полюбить что тебе нравится? Или ты точишь эти детали, зная, что каждая деталь дает тебе 50 центов или, допустим, 50 долларов, неважно, и ты их должен выточить максимальное количество, чтобы заработать больше денег? Это разные вещи. И когда человек вытачивает эти детали, чтобы они были красивыми, чтобы они соответствовали его внутреннему идеалу, то он никогда не выгорит, он будет всегда счастлив на своей работе. Когда он их начинает вытачивать, чтобы получить лишние 50 баксов, то он возненавидит эту работу, эти детали, этот станок, этот завод, своего мастера и всех вокруг.
— Понятно. Скажите, а вот, например, если предприниматель работает, у него выгорание в бизнесе, то какой путь у него есть, чтобы перейти к этой разнице потенциалов, о которой вот сказали, чтобы почувствовать уже масштаб, может быть, перейти на какой-то другой уровень?
— Вы знаете, я скажу, что нужно начинать, на мой взгляд… Вот то, что я советую людям, которые ко мне приходят, — начинать с очень маленьких вещей. Например, знать, что ты час в день должен просто гулять по парку. И смотреть на природу и научиться видеть красоту природы вне зависимости от погоды, вне зависимости от своего настроения. Что значит увидеть красоту природы и как полюбить окружающее, то, что вы видите? Причем можно не гулять по парку, можно взять цветок и просто его разглядеть, можно взять жучка, его разглядеть и, главное, его полюбить. Что я подразумеваю под словом «полюбить»?
Любовь — это познание, а не какое-то иное стремление. Иными словами, если вы берете червя дождевого, он омерзительный, и вам он не нравится. Вы его берете в руки, он склизкий, он вообще очень противный. Вы можете его изучить, вы можете его разрезать. В восьмом классе по биологии, когда я учился в школе, у нас была лабораторная работа. Мы резали червей там этих, чего-то доставали, писали какую-то фигню. Так вот, это есть изучение червя. А познание червя — это совсем другое. Это когда вы выпускаете его на землю и видите, как он ползет. Он переливается на солнце, он очень трогательно тыкается мордочкой там, пытается себе норку сделать, уйти туда под землю. Он весь собирается, растягивается. Вы видите, как он работает. Это очень важное упражнение для вас. Потому что вы должны познать этого червя, увидать его красоту, эту красоту у себя в душе усвоить и таким образом полюбить этого червя. Вы должны начать ему сопереживать, оттого что он не может сделать дырочку в земле.
И тогда у вас проявится очень интересная вещь в душе. То, о чем я говорил: наполнение божественными состояниями — это любовью, миром и покоем, три основных. Любовь у вас начнет восстанавливаться в душе, она у вас начнет пробуждаться, начнет наполнять вашу душу. Потому что любовь, я еще раз говорю, — это познание. Если у вас есть сотрудник, которого вы терпеть не можете, постарайтесь отнестись к нему не как к сотруднику, которого вы терпеть не можете, а как к человеку. Любой человек прекрасен, абсолютно любой. Даже если он последняя сволочь, все равно в нем есть то, за что его можно любить. Научитесь любить этого человека, познайте его, поговорите с ним, посмотрите на него. Чем хуже человек, чем больше он похож на сволочь, и чем хуже он себя ведет по отношению к другим людям, тем более он несчастен. Это абсолютная аксиома. Сытая собака не бывает кусачей, понимаете?
Только голодная собака кусается. И у человека то же самое. Если человеку чего-то не хватает, узнайте, что этому человеку не хватает, просто познайте его. И когда вы поймете, почему он такой поганец, то в вашей душе откроется любовь к нему. Как ни смешно, это нужно не этому человеку — это нужно вам. Потому что именно эта любовь вам создаст вот эту разницу потенциалов между окружающим миром, который ненавидит этого человека, и вашим изменившимся отношением к этому человеку. И она откроет вам, как ни смешно, возможность жить дальше. Понимаете, есть очень много подобных упражнений познания окружающего мира. Кроме этого, познание окружающего мира никогда не может происходить в суете. Для этого вам нужно принудить себя к спокойствию, к вниманию, к тому, что вы просто час не занимаетесь больше ничем. Или 20 минут, я не знаю, 10 минут, но вы себя принуждаете к покою.
И тогда у вас в душу вашу будет возвращаться этот покой, он в ней появится. И появится разница потенциала между покоем в душе и темпом жизни. То же самое есть как вернуть свободу в жизнь и в душу свою. Ведь свобода заключается не в том, что нас приковали к стулу или посадили в камеру в тюрьму. Потеря свободы не в том, что мы в тюрьме сидим. Потеря свободы заключается в том, когда мы сами устанавливаем вокруг себя рамки. Рамками могут быть самые разные вещи, например, понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Пройдите через это понятие, потому что к вам входит человек в комнату, и вы уже знаете: он плохой, потому что он плохо одет. Вы идете по улице и видите бомжа, он плохой, плохо одет, он плохо пахнет. А вы поговорите с ним. Для очень многих бомжей неважно, чтобы им дали денег, и даже неважно, чтобы их накормили, — им хочется поговорить.
— Спасибо, что Вы раскрыли именно этот основной тезис, что нужно изнутри идти в мир, а не адаптироваться. Я правильно понимаю?
— Человек должен иметь внутри идеал, который будет материализовываться этим человеком в этом мире. И этот идеал не из мира окружающего, а берется из мира идеального, из мира божественного. И разница между вот этим идеалом и окружающим миром дает силы. Я просто один короткий пример приведу, чтобы было понятно, о чем я говорю. Я говорю о математике с фамилией Перельман. Все говорят: «Почему он не взял миллион долларов? Почему отказался от премии?» Я могу сказать почему.
Потому что у него идеал внутри пострадает, если он возьмет в руки деньги. И он прекрасно понимает, что для того, чтобы иметь возможность творить, ему нужно сохранить идеалы внутри и никоим образом не впустить внутрь себя то, что его окружает снаружи в мире. И поэтому он говорит, что он знает, как управлять вселенной. Вот Перельман сегодня это самый яркий пример человека, который никогда не выгорит. Вот так.
— Ясно. Спасибо Вам большое за раскрытие этой темы. Очень приятно с Вами была познакомиться, пообщаться. И надеюсь, что не последний раз мы с Вами общаемся.
— Взаимно.
— Спасибо. Всего доброго.
— До свидания.